Главная Расписания Контакты Схема проезда
Статьи
Фотогалерея
Видеогалерея
Видео ВК
Бортовой журнал Шад Тчуп Линг
Правила поведения
Манифест буддийского союза

Новости
Полезные ресурсы


Манифест буддийского союза

Сегодня перед нами стоит задача создания буддийской организации принципиально нового типа, нежели те, что существуют в России в настоящий момент.

Буддийские объединения с русским ядром, созданные в нашей стране за последние пятнадцать лет, оказались, за редчайшими исключениями, неспособны оказывать благотворное влияние на российское общество. Сегодня буддизм Ваджраяны в России -это набор автономно существующих общин, старающихся не замечать друг друга. Если и замечают, то только для того, чтобы упрекнуть других в «неправильных воззрениях», и тем самым лишний раз увериться в собственной «исключительности».

Контакты между ними не будут обещать никаких плодов до тех пор, пока эти общины не будут способны осознать цели, которые выполнимы лишь действуя сообща, осознать собственные возможности и ответственность, которую они взяли на себя тем уже фактом, что просто объявили себя буддийскими. Убеждать же себя в том, что нынешняя ситуация — приемлема и нормальна, и пестовать собственную отдельность дальше — значит принимать пассивное участие в расколе Сангхи.

Хватит ожидать неких «великих лоцзав», «бодхисаттв», «тулку» и «махасиддхов», — словом, всех тех, на кого можно с более-менее «чистой» совестью переложить всю ответственность за распространение буддизма в родной стране. Достаточно ясно видно, что большинство современных тибетских учителей не очень заинтересовано в создании в России самостоятельного и жизнеспособного буддийского сообщества. Тибетцы, как свидетельствует история, вообще редко когда сами проявляли инициативу в распространении буддизма на новых территориях, стараясь, если такое случалось, использовать их население в собственных, местнических, интересах. Сегодняшняя ситуация не слишком отличается от средневековой. Поэтому необходима принципиально новая инициатива — и она должна исходить от тех, кто, будучи подлинно заинтересован в развитии и укреплении Учения Будды, не старается использовать его прежде всего в собственных интересах, во что бы эти интересы не упирались.

Нынешние же российские «буддисты» склонны, с горем пополам, использовать Учение по большей части для самоудовлетворения. Работа на благо всех живых существ — обет, который должно принимать для себя минимум шесть раз в день, они склонны оставлять на неопределённое «потом». Это — преступный самообман, усугубляемый раз от раза. Никто не сделает нашу работу за нас, раз уж мы взялись за неё, помощи ждать неоткуда, кроме как от себя самих. Преступно называть себя буддистом и при этом сваливать собственные обязательства на своих Учителей, сколь бы велики они ни были. Думать иначе — значит и дальше дискредитировать звание буддиста в глазах общества, поощряя воззрение на него как на «самоуглубленного» и отстранённого от реальной жизни индивида, в упор не видящего жизни и людей, которые его окружают.

До становления буддистом ещё можно было ставить вопрос в том ключе, а что, мол, буддизм и буддисты могут мне дать? Но мы уже не можем позволить себе такой роскоши. Вопрос ставится кардинально иначе, и никак иначе — а что мы можем дать им — буддизму, буддистам, всем живым существам? Чем мы можем быть им полезны? Какую помощь могут они получить от нас? Какие страдания их способны мы облегчить? Чем меньшую область будет охватывать ответ на этот вопрос, тем постыднее мы занижаем свои возможности. Правдивый ответ можно дать, лишь сознавая ту колоссальную ответственность, которую мы приняли на себя, единожды приняв Прибежище в Будде, Учении и Общине. Что бы ни подвигло нас на это, надо понять, что мосты сожжены, и назад дороги нет. Всё, что нам остаётся — это действовать согласно обету, который мы на себя взяли.

Любая организация — это объединение людей для выполнения общей для них цели, скреплённых взаимными обязательствами. Дисциплинарной основой для буддийской организации, ориентированной вовне, обязаны быть обеты бодхисаттвы.

Первое коренное падение в них — восхвалять себя и уничижать других — совершается сегодня буддийскими общинами повсеместно, с большей или меньшей степенью осознанности, одним фактом их существования без установки на какую-либо взаимную интеграцию. Признать это — значит направить наши общие усилия на достижение целей, которые просто не могут быть разными для разных, но подлинно буддийских общин, которые взаимно целостны и в конечном итоге сводятся к одной — к той, которую определил и реализовал Будда Шакьямуни. Практическая координация усилий всех и каждой общин, всех и каждого буддиста — единственный способ осуществить её в должной полноте.

Наш союз должен стать примером, источником практического опыта, на который можно было бы впоследствии опираться всем остальным. Самый долгий путь всегда начинается с первого шага. Мы можем и обязаны позволить себе сделать его.